Александр Алексеев: «Мой футбольный ментор» поможет игроку реализовать свою мечту» , Основатель «МФМ» рассказывает, как проект помогает футболистам прогрессировать., Спортинг. Футбольные турниры. Официальный сайт

Новость

27 августа

Александр Алексеев: «Мой футбольный ментор» поможет игроку реализовать свою мечту»

27 августа

Александр Алексеев: «Мой футбольный ментор» поможет игроку реализовать свою мечту»

Основатель «МФМ» рассказывает, как проект решает игровые и ментальные проблемы футболистов и помогает им прогрессировать.


— Для кого этот проект?

— Проект был создан для футболистов различного уровня мастерства. Акцент мы делаем на подготовке молодых игроков от 13 лет и старше. Действующие профессиональные футболисты, находясь в межсезонье или в поиске команды, тоже могут прийти к нам для улучшения своих качеств или поддержания физической формы.

— Чем отличается ваш подход к развитию молодых футболистов от общепринятого?

— Если не брать во внимание футбольные школы, выполняющие функции кружка выходного дня, а говорить о серьезной подготовке, то для талантливых ребят родители могут дополнительно нанимать тренера узкой специализации — речь об индивидуальных занятиях по технической подготовке. Более продвинутые привлекают еще и тренера по ОФП. Беда в том, что зачастую из этого получается довольно разрозненная история, без четкого понимания, что и для чего делается. Эти специалисты могут честно отработать запрос, с которым к ним пришли, но они не видят целостной картины и не замечают реальной причины затруднений, лежащей за рамками их компетенций.

— Проект «Мой футбольный ментор» предлагает иную концепцию?

— Наша главная отличительная черта — это комплексный подход. Мы смотрим на проблему глубже, рассматриваем футболиста «под микроскопом». Все начинается с подробного анкетирования: сильные и слабые качества, где и как тренировался, на какой позиции чувствовал себя раскрепощенно, какое амплуа ему по душе. В детском футболе ребенка часто ставят на позицию, где его качества более выигрышные, чем у его сверстников. Иногда это приводит к тому, что игрок «затыкает дырку» в составе, будучи предрасположенным к другой роли. Возникает внутренний конфликт. Мы подходим к ситуации стратегически: чего мы — то есть футболист, его окружение — хотим? Может быть, все проблемы из-за неправильного целеполагания.

— Откуда оно берется?

— Это могут быть родители, которые неадекватно оценивают навыки и потенциал своего ребенка. Они могут думать, что их сын — будущий Месси, просто этого никто не видит. А на самом деле и задатки у него иные, и ряд ключевых этапов в прошлом был пропущен. Тем не менее при грамотном подходе он может заиграть на очень хорошем уровне и стать не Месси, а самим собой. Такая разъяснительная работа с родителями тоже ведется. Бывает наоборот: присутствует недооценка со стороны окружения и заниженная самооценка. У мальчика могут быть отличные физические качества, и при этом он тяжело уживается в коллективе, не верит в себя, закрывается ото всех, у него гиперрефлексия — целая сумма факторов. Тренер команды с этим работать не может.

— Почему?

— Тренер, который работает в футбольной школе, может вести не одну и даже не две команды. Это несколько десятков детей и подростков, и у специалиста при его загрузке просто не остается времени и ресурса эмоционально погружаться в каждого.

— Преимущество «МФМ» в индивидуальном подходе?

— Именно. Но самое главное, что мы понимаем, зачем мы совершаем то или иное действие. По результатам тестирования под каждого игрока пишется программа. Надо учитывать все: режим тренировок, логистику, загрузку в школе, насколько серьезно родители относятся к оценкам, сколько времени тратится на домашние задания. Все это нужно учитывать, чтобы не было отторжения, перегруза. Мы не должны навредить ни физически, ни психологически.


— С какими запросами к вам часто приходят?

— С самыми разными. Недавно был такой запрос: «Мой ребенок несчастлив, потому что не играет в стартовом составе». Начинаем разбираться: почему не играет, кто конкурент, во что играет команда, какие у футболиста сильные качества, подходящие под модель игры, которую исповедует тренер. Мы берем расширенную картину.

— Как вы вообще пришли к идее проекта?

— Идея появилась из личного опыта. Все, о чем я говорю, мы прошли с моим сыном (Иван Алексеев — воспитанник «Зенита» и «Коломяг», выступал за тульский «Арсенал», петербургскую «Звезду», московскую «Родину», кипрский «Акритас». — прим. ред.) Мы прошли все пути развития. Начиная с маленьких лет, когда у него в академии «Зенита» не получалось какое-то упражнение. Тогда родителям еще можно было находиться на тренировке рядом с полем. К ребенку предъявляются требования: «Почему ты не можешь сделать эту передачу?» А я вижу, что он не так ставит опорную ногу, положение корпуса. Требование такое, что он уже обязан это делать. А он не может, потому что не проработано техническое действие. После тренировки берем сетку с мячами, едем на футбольное поле и ставим это действие. Так мы прорабатывали постановку стопы и положение корпуса при ведении мяча, и все виды передач, и все типы ударов: техническое исполнение, на силу.

Главный посыл при работе с моим сыном был в том, что в футбол надо уметь играть. Надо обладать максимально возможным диапазоном технических навыков, чтобы ты мог обеспечить любые решения на поле. Ты можешь быть очень умным, но если ты не можешь реализовать свое мышление через технику — ты не футболист.

— Успешный опыт с сыном стал вдохновляющим фактором?

— Да, ведь мы прошли сложный путь. Была и тренерская недооценка футбольных возможностей сына. Я думал, что рано или поздно нам должен попасться тренер, который оценит адекватно. А когда попадался тренер, который оценил, возникали конъюнктурные истории, нефутбольные. Это серьезный удар по детской психике. Каждый раз приходилось решать сложные задачи и находить решение. Создавать те условия или моменты, где бы он сам мог убедиться, что он хорош. Это крайне важно. Ты можешь говорить, что угодно, очень правильные мотивационные речи, но он должен сам прочувствовать это внутри себя. Это серьезная и ответственная работа.

Пользуясь возможностью данного интервью и темой, которая в нем затронута, просто не могу, не имею права не отметить тех, кто верил в Ивана и профессионально вложился в него. Иначе может сложиться ложное впечатление, что мы «сами с усами». Мы искренне благодарны тренерам академии «Зенита» Дмитрию Васильеву и Игорю Лебедеву, тренеру «Коломяг» Дмитрию Овчаренко (никто так не умел терпеть!), тренерам по ОФП Дмитрию Пиляку и Роману Кабанову, тренеру «Алгоритма» Константину Зайцеву.

— Чего еще не хватает нынешней системе подготовки футболистов?

— Много и правильно говорят, что одна из проблем подготовки в современном футболе — отсутствие «двора». Раньше все не вылезали с дворовых площадок, играли в разновозрастных командах. Против тех, кто постарше, крупнее. Двор раскрепощал, позволял без давления тренера экспериментировать со своей техникой, мышлением. Мы решали эту проблему тем, что находили детские любительские турниры, и сын там играл за различные команды. Затем в юношеском возрасте я заявил его в «Спортинг-лигу» за свою мужскую команду. Это был очень сильный позитивный опыт. Когда ты играешь с мужиками, будучи подростком, все растет как дрожжах. Другой уровень сопротивления, другое отношение, взрослый «пихач» за глупое безответственное решение. Другая степень внутренней ответственности и при этом умение раскрепощенно чувствовать себя на поле, доверять инстинктам и телу.

Те решения, которые мы находили, помогли моему сыну развить многие качества футболиста, которые стали востребованы на профессиональном уровне. Я подумал и систематизировал этот опыт.


— Какие специалисты работают в проекте?

— В «МФМ» собраны специалисты, с которыми я проходил путь и с сыном, и с другими футболистами. Наши подопечные, помимо всего прочего, проходят тест на ОФП и онлайн-тестирование для определения психологического типа личности. Затем я еду смотреть игры, потому что важно живое присутствие — увидеть своими глазами. На основании тестирования, заполненной футболистом анкеты и просмотра игр я пишу первоначальный аналитический отчет. Что мы выявили: характерные черты, игровой почерк, минусы, плюсы, физические и психологические качества. Дальше мы садимся и разговариваем, чтобы определить и скорректировать имеющиеся запросы и реальные возможности.

Я составляю ИК — индивидуальный конструктор — на месяц-два-три в зависимости от проблематики. Тренировка по ОФП, индивидуальные занятия или игровая тренировка в команде. Или сразу работа с психологом по выявленным негативным аспектам, которые будут являться тормозящим фактором для успешного прохождения проекта. Мы подбираем команду, иногда на возраст старше, где работают наши специалисты для моделирования кандидата по амплуа. Там он дополнительно получит игровые моменты, их различные сценарии, чуть большее давление, что важно — на своей позиции. Можем заявить его в турнир, но это исходя из возраста. Для разнопланового развития мы можем предложить участие в разновидностях футбола — футзал, пляжный футбол.

Футболист прокачивается, мы анализируем точки роста, что улучшилось, и получаем обратную связь, узнаем его мнение. Здесь начинается вторая часть аналитического отчета: возможно, мы что-то не увидели в начале, и вскрылись новые обстоятельства, которые мешают футболисту стать лучше. Например, техническое отставание в нескольких компонентах. Это корректируется, и идем дальше.

— В летнем турнире «Спортинг-лиги» участвовала команда «МФМ-Пульсар». В ней были участники проекта?

— Во-первых, я впервые участвовал в футбольной коллаборации. Наша команда создавалась из составов двух разных коллективов, разного уровня подготовленности, разновозрастной. Непростой опыт. Приходилось решать во время матча очень много проблем. Убирать дисбаланс, находить решение, потому что игры часто шли по негативному сценарию. В этой команде был участник проекта Денис, ему 16 лет. На проекте у него ник «Дибала». Ник дается исходя из ментальных и игровых особенностей футболиста. Он несет раскрепощающий посыл, но и некую идею — такой атакующий полузащитник с элементами пижонства. Как у любого юноши, у Дениса получились и взлеты, и падения. Но были две яркие игры. Те решения, которые он принимал, позволили ему взглянуть на футбол и на себя с другой стороны. С точки зрения самооценки турнир тоже только в плюс. Сейчас он будет играть за молодежную команду, с которой проходит тренировочный сбор. Надеюсь, все получится.


— Как вы видите развитие проекта «Мой футбольный ментор» в дальнейшем?

— В перспективе вижу, что он превратится в некую платформу, на которой можно будет конструировать различные сценарии и отрабатывать запросы не только участников проекта, но и конструктивно взаимодействовать в различных сегментах с профессиональными субъектами футбольной индустрии. На данном этапе помогать молодым футболистам в развитии их качеств, а талантливых игроков доводить до профессионального футбола с возможностью трудоустройства.  Мы заручились поддержкой и в качестве приглашенного эксперта теперь взаимодействуем с Виктором Файзулиным (обладатель Кубка и Суперкубка УЕФА, трехкратный чемпион России в составе «Зенита», экс-игрок сборной России. — прим. ред.). Он будет помогать в продвижении наиболее талантливых игроков в ведущие академии, в профессиональные клубы.

В будущем мы хотим создать методологическую и научную базу. Будем делать замеры различных параметров исходя из возраста футболистов. Сможем сравнивать показатели игрока с лучшими параметрами, на каком уровне он сейчас находится. Методологически будем нарабатывать успешные формы и способы тренировочного процесса для решения конкретных задач. Одно из направлений развития — стать центром тестирования молодых футболистов. Например, приглянулся условной московской академии игрок, но нет до конца сформированного мнения. Мы можем оттестировать его на проекте, в том числе по тестам, которые использует сама академия. Если есть нехватка понимания по игровым качествам, подготовим видео, сделаем аналитический отчет по футболисту.

Когда внутренний фокус стоит на решение задачи, ты найдешь инструмент. Однажды мой сын сказал, что если бы не было такой поддержки и такой работы, он либо бросил бы футбол, либо не заиграл на профессиональном уровне. Думаю, что не все дети могут получать такую поддержку. Мечта-то есть у каждого ребенка. Мы можем дать профессиональную компетентную поддержку дойти до этой мечты.


Официальный сайт проекта «Мой футбольный ментор»:
mfmentor.ru