Роман Герасимов: «В Москве идет война бюджетов. А в Питере на взнос собрать не могут», Большое (и почти прощальное) интервью главного тренера «Бутсы»., Спортинг. Футбольные турниры. Официальный сайт

Новость

15.09.2021

Роман Герасимов: «В Москве идет война бюджетов. А в Питере на взнос собрать не могут»

15.09.2021

Роман Герасимов: «В Москве идет война бюджетов. А в Питере на взнос собрать не могут»

Большое (и почти прощальное) интервью главного тренера «Бутсы».

Роман Герасимов скоро сменит ПМЖ. Самый яркий тренер города в футболе 7х7 уезжает из Санкт-Петербурга в Москву. По такому случаю Кирилл Сухоруков вспомнил о журналистском прошлом и побеседовал с тренером «Бутсы» о проблемах любительского футбола. Получился откровенный разговор — о будущем команды, причинах переезда и личной жизни Романа. Но главное о том, что мешает футболу в Питере активно развиваться.

— Наблюдаю за тобой в соцсетях и вижу сейчас какое-то выражение спокойствия и умиротворения. У тебя период полного счастья?

— Социальные сети иногда обманывают. Это оболочка, по факту в жизни у меня происходит полный шторм и ощущения счастья нет. Наоборот, происходят жизненные трудности, которые я пытаюсь преодолеть. Получается так, что сейчас меняется статус моего семейного положения.

— Надеюсь, что жизненные проблемы решатся, а мы давай поговорим о футболе. Ты популярный человек в любительском футболе Петербурга. Когда ты сам понял, что стал таковым?

— Слова «популярный» я хотел бы избегать, не считаю себя таковым. Возможно, заметной фигурой в любительском футболе Санкт-Петербурга я бы мог себя назвать. Все, что я делаю, я делаю не только для того, чтобы «прокачать» себя или свои команды, которые тренирую, но и для того, чтобы любительский футбол развивался и двигался вперед. Когда начал себя таковым ощущать? Наверное, когда мои команды начали побеждать, появилось как определенное число соперников, завистников и врагов, так и людей, которые меня поддерживают. Все они делятся примерно 50 на 50. Это случилось тогда, когда «Бутса» начала не выигрывать, а уже претендовать на высокие места.

— У тебя две любимые команды: «Бутса» и «Миллион Роз». Какая из них роднее?

— Сложный вопрос. Какого своего ребенка ты, например, больше любишь? У меня полное разделение любви к обоим коллективам. Но есть внутреннее ощущение, что «Миллион Роз» — это старший брат, серьезный взрослый ребенок с определенными целями и амбициями. А «Бутса» — это младшая дочка, ветреная и неопределившаяся, для души. У отцов с такими всегда особая связь.  В целом, конечно, люблю их одинаково. Все-таки люди в командах собраны одинаковые.

— Ты упомянул про завистников. Их количество растет?

— Количество хейтеров растет с каждым успехом моих коллективов. Есть люди, которые всегда стабильно будут против нас, и эта армия увеличивается.

— Ты делаешь шоу в любительском футболе. Кто еще из тех, кого ты знаешь, делает или может делать такое?

— Чтобы это было интересно наблюдать, надо, чтобы это вызывало у человека какую-то эмоцию. Эмоция может быть и негативная, и позитивная, и нейтральная. Некоторые мои высказывания в последнее время, возможно, вызывали некоторый негатив. Я недавно с кем-то обсуждал, что с уходом «Золотого» настало затишье. Все стали друг к другу как-то лояльны, добры и толерантны. Порой должны быть искусственные моменты, соперничество — для того, чтобы это было интересно наблюдать со стороны. Сейчас такого интереса ни в одном из турниров в городе нет. Нет определенного хейта к коллективу, который когда-то был к «Золотому». Возможно, и есть какой-то хейт к «Бутсе» или «Миллиону Роз», но я на себе этого не ощущаю.

Что касается людей… Наверное, какое-то время мне было интересно наблюдать за Артемом Плотницким. Мы остаемся соратниками, у нас есть общие мысли в плане развития любительского футбола, но при этом мы оставались конкурентами и команды у нас являлись конкурирующими. А больше и выделить некого.  Нет человека, интервью которого ждешь. Все стало пресно.

— Ты упомянул «Золотой». Не считаешь, что твои команды являются его «последователями»?

— «Золотой» являлся и еще долгое время будет оставаться флагманом любительского футбола Петербурга. В ближайшее время по титулам его точно никто не перегонит.  Я не согласен с тем, что «Бутса» является законодателем мод в «семерках». Мы выиграли всего один турнир, и не было такого завидного постоянства, что мы выигрываем турнир за турниром и всем надоели. Сейчас пришел «УСЗ Газпром», который является чемпионом в «семерках». В чемпионате города 7х7 скоро будет новый победитель. Мы такими результатами похвастаться не можем. «Миллион Роз», несмотря на победы, не идет лидером в чемпионате города 8х8 и не имеет возможности достать «СБР».

«Бутса» и «Миллион Роз» являются хорошими раздражителями и знаковыми командами для всех. Есть люди, которые стремятся делать что-то подобное, а есть те, кто считают, что мы делаем неправильно и что мы рисуемся. Каждый идет своим путем.

— Вспомни свой первый любительский турнир и сравни с тем, что происходит в городе сейчас.

— В качестве игрока это был чемпионат мужских команд города Сестрорецка. На призаводской территории, на гравийном поле. Но при этом собиралось порядка тридцати команд. Сервиса, конечно, не было никакого, таблички печатались на листочке А4. Весь Сестрорецк собирался и смотрел на эти баталии! Невероятная атмосфера была. Это было антуражно и круто.

— А сейчас как?

— Сейчас такую атмосферу я мало где встречаю. Мне кажется, абсолютно все турниры находятся в застое, и нет понимания, куда двигаться дальше, как завлечь команды и создать интерес к своему турниру. Все пытаются ввести какое-то нововведение: «восемь камер», VAR и так далее. Но это качественно на атмосферу никак не влияет. Не появляются новые молодые футболисты, которым было бы интересно играть в футбол. Не появляется новых команд, типа «Золотого». Как десять лет назад в «Спортинг-лиге» Валя Филатов, Семен Мельников и Максим Ордин были топами, так сейчас это и остается. Преемственности поколений не произошло и получается застой.

— Может это связано с общим снижением уровня игроков? Когда приезжали только закончившие карьеру футболисты, росшие в 90-х, они и показывали топовый уровень — тот же Филатов, Сорокин, Класс и другие.

— Так и есть, уровень профессионального футбола, как и любительского, находится не на дне. Его просто нет. Но ты можешь не быть профессиональным футболистом, просто даже на любительском уровне молодые сильные ребята, к сожалению, не появляются. Семь лет назад появился Дима Дробыш, и все команды на нем едут. А нового такого в Питере нет.

— Ты упомянул про застой в турнирах. Если посмотреть на Москву, там ЛФЛ. Открываем сайт и смотрим — разве у них есть сервис? Но вся Москва играет в этом турнире много лет. Почему?

— Деньги. Там как раз идет война бюджетов: у кого больше кошелек. Для руководителя московской команды статусно говорить: «У меня «Титан», и мы в России всех вертели на одном месте». И по факту это так. В Питере денег нет. Взять «восьмерки», где должно крутиться больше всего спонсорских денег. Тут нет богатых команд, нет «спонсорских» команд. «Золотой» ушел, который мог людей «убивать» деньгами, давить… Если бы у нас было 5-6 таких коллективов, уровень любительского турнира подрос бы. В ЛФЛ вообще ничего нет, ты прав. Но по антуражу он реально похож на тот мой турнир из детства в Сестрорецке.

В Питере денег нет. Я знаю, что во второй лиге ЛФЛ Юго-Запада Москвы человек, приезжая на игру, получает пять тысяч рублей. У нас во втором дивизионе «Спортинг-лиги» никто ведь таких денег платить не будет? Дима Дробыш ездит в Москву играть за «Барс» тоже не за «спасибо». Причем они покрывают и транспортные расходы. У нас же некоторые команды не могут элементарно на взнос собрать.

— И как дальше существовать в таких условиях питерским турнирам?

— Основная проблема любительского футбола — не отсутствие сервиса в турнирах, а отсутствие финансирования команд, отсутствия заинтересованных богатых людей. Появятся деньги — появится возможность делать красивую картинку. Конкуренты увидят, захотят сделать так же. Возникнет конкуренция — возникнет желание посещать игры у зрителей, болельщиков. Одно притягивает другое. И статусность команд и турнира возрастет. И для игрока станет статусно говорить: «Я играю за «Бутсу» — если трансляцию матча на «ютубе» смотрят по тысяче человек. А сейчас, получается, такого нет.


— Давай поговорим о «Бутсе». Команда провела два успешных турнира, а сейчас, насколько я знаю, берет паузу. Нет опасения, что состав просто растащат конкуренты?

— Такие опасения есть. Мы до самого последнего момента обсуждали участие в различных турнирах. Но вот мы видим, что на данном этапе, кроме «УСЗ Газпрома», конкуренцию нам составить никто не может. Играть ради того, чтобы встречаться с одной командой три раза за полгода и только там показывать качественный футбол, нам неинтересно. Уровень нынешнего чемпионата города по футболу 7х7 — это даже не второй дивизион того же «Спортинга» или «PFC». Не в обиду будет сказано, но это очень низкий уровень. Если тебе очень захотелось стать чемпионом города, можно набрать сборную солянку хороших исполнителей и выиграть официальный статус. Тот же «PFC» — не знаю, будет ли обидно организаторам — но их высший дивизион меня никогда не цеплял, о чем я не раз говорил. Поэтому идти туда просто так, чтобы идти, не хотелось. Кроме того, мы потеряли игроков, подписавших профессиональные контракты: Сашу Иванова, Андрея Павлова. Максим Ходин уехал домой в Саратов.

Ни для кого не секрет, что мы стали победителями «Спортинг-лиги», когда была назначена система мотивирования и премиальных. Сразу по отношению игроков было видно, что команда приходит к назначенному времени на сбор, идет полная выкладка на поле, концентрация, желание и борьба. И было видно другое в последнем турнире, когда мы играли без премиальных: собирались всемером-ввосьмером, люди опаздывали. Да, мы на каком-то диком желании, за счет мотивации от меня и Дениса Асеева вылезали, но где-то в подкорке сидело, что мы ездим сюда так, чисто для удовольствия. И получили результат, какой получили. (Уступили в финале «УСЗ Газпрому». – прим. ред.) Взвесив все «за» и «против», мы решили сделать паузу и понять, куда мы хотим двигаться дальше. А потом появились и мои определенные обстоятельства, которые поставили жирную точку в этом решении.

— Ты про свой отъезд в Москву?

— Да, буквально 8 сентября стало известно, что я перехожу на другую работу и уезжаю в Москву. Я никому ничего не говорил и с середины августа сам находился в подвешенном состоянии, ожидая решения вопроса. Мой отъезд в Москву окончательно разрешил вопрос о том, участвовать ли «Бутсе» в следующем турнире. И как бы грустно это ни звучало, через полгода будет понятно, что станет с этой командой. Либо она растворится, либо те люди, которые будут ею заниматься, смогут вывести ее на новый качественный уровень.

— Расскажи, куда ты уезжаешь.

— Мой отъезд связан как раз с изменением семейного статуса, и мне очень вовремя поступило предложение перейти на работу в Российский футбольный союз. Я буду заниматься лицензированием и подготовкой тренерского состава в Академии РФС.

— Как простые питерские парни попадают на работу в РФС?

— Откровенно могу сказать, что никогда не попадал на работу через знакомства, всегда устраивался за счет своего рвения и желания. Здесь же мне помогло образование, которое я получил в Высшей школе экономики. Мне поступило предложение от человека, который являлся куратором курса. Я это предложение принял и в октябре переезжаю на постоянное место жительство в Москву.

— С этого момента ты завязываешь с любительским футболом?

— На текущий момент у меня вообще нет понимания, потому что я очень привязан к обеим своим командам. Понятное дело, на «Бутсу», с учетом паузы в ее выступлениях, это никак не повлияет. Что касается «Миллиона Роз», то, возможно, мы поменяем график тренировок, чтобы я мог успевать проводить в пятницу тренировку и игру в воскресенье. Сейчас у меня стоит главная задача: подготовить команду к Чемпионату России 8х8. Как это будет выглядеть через месяц, я не знаю. Может, новый работодатель не сможет отпустить меня на тот же ЧР.

— Ты работал в «Газпромнефти», самой, наверное, стабильной компании в России, и переходишь в РФС. Как ты решился на такое?

— Самое главное, что у меня появилась возможность проявить себя в футболе. Я всегда мечтал работать в футболе. Как мы заметили в начале разговора, сейчас как такового уровня футбола у нас нет. У меня есть большое желание как-то на это повлиять. Ведь все начинается от тренера и его подготовки. Это краеугольный камень. Если у тебя будет сильный тренер, будут сильные футболисты. Сильные футболисты — сильная сборная. У меня есть огромное желание попробовать что-то изменить в нашем футболе. Финансовыми условиями, могу сказать, меня не обделили. Надо понимать, что я еду в Москву, куда можно переехать только на определенные условия.


— Твое мнение или пожелание по поводу будущего «Бутсы»?

— Мы в последнее время называли себя даже не командой, а творческим объединением. Мне бы хотелось, чтобы это творческое объединение продолжило существовать и не только словами, но и поступками показывать то, о чем мы заявляем. Сейчас «Бутса» — это Герасимов. Мне бы хотелось, чтобы этот стереотип ушел. Чтобы «Бутса» ассоциировалась с творческим объединением добропорядочных людей и сильных футболистов.

— И все-таки. Кого ты видишь своим преемником в «Бутсе»?

— Я думаю, что лидерское бремя на себя сейчас взвалит Денис Асеев. Для него это не просто проект, он сделает все возможное, чтобы «Бутса» развивалась. Что касается футбольной составляющей. Есть Дима Дробыш… Я не знаю, что у него будет, может, он тоже уедет в Москву. Но могу сказать, что «Бутса» и «Миллион Роз» строились на сильных качествах всех людей вместе взятых. Кто-то силен в одном, кто-то в другом. Я только направлял в нужное русло. Мне сложно представить себе тренером моих команд кого-то другого. Это очень родное. Как будто какой-то небритый и немытый дядька приходит к тебе домой и ложится в твою кровать. И немного страшно за то, что будет с этими командами. Я думал недавно, кого бы я мог рекомендовать. Я хорошо отношусь в плане футбольного образования и мышления к Владу Галкину, но он занят в «Динамо», и непонятно, будет ли у него время заниматься другими командами.

— «Папа» заберет «сына» в Москву? Я про Дмитрия Дробыша.

— Мне бы очень этого хотелось, потому что для него это был бы качественный скачок. Все зависит от того, будут ли предложения для него и Натальи. Я надеюсь, что в этом году он закрепится в сборной России и станет ее полноправным членом.

— Каким ты видишь любительский футбол через несколько лет?

— Мне бы хотелось, чтобы статус завоеванных званий был выше. Поэтому хотелось бы, чтобы статус официальных турниров был выше, того же чемпионата города. Как это можно сделать? Наверное, давно пора Тимуру Михайлову, Леше Архипову, Жене Евланову и Федерации футбола сесть за один круглый стол и понять, что есть определенная стагнация и нужно что-то придумать, чтобы выйти на новый качественный уровень. У всех этих руководителей есть сильные качества, и если все их мысли сложить вкупе и направить в правильное русло, то получится действительно качественный продукт. Чтобы в чемпионате города не было счетов 25:1 и 15:1. Чтобы там играли команды с топовыми футболистами, с топовой финансовой поддержкой, с топовой медиасоставляющей. Еще раз повторюсь: то, как сейчас проводится чемпионат города 7х7 — это бутафория любительского футбола Санкт-Петербурга в формате 7х7. Как по мне, лучше было не проводить его вообще, чем проводить в таком составе.

— Ты уезжаешь из Петербурга. Скажешь на прощание какие-то слова бомонду нашего любительского футбола?

— Я ни в коем случае не прощаюсь с любительским футболом Санкт-Петербурга, а говорю «до свидания». Я обязательно буду наблюдать, а по возможности и являться участником всего происходящего. Это моя жизнь, и я продолжаю в этом жить. Всем я желаю развития. Истории про того же Владимира Стогниенко и его приглашение — они действительно рядом. Написав одному человеку в инстаграм, можно превознести огромный интерес к своему соревнованию или матчу. И это может сделать каждый. Я желаю всем быть смелее, упорнее. Есть хорошие примеры, как люди стараются развивать свои коллективы. Лучший пример сейчас — это «УСЗ Газпром»: маленькими шажочками команда двигается к цели. Есть команда «Хайденхайм», отдельно выделю Мишу Кундасева, который живет футболом так же, как и я. Чем больше у нас будет появляться неравнодушных людей в любительском футболе, тем интереснее нам будет за ним наблюдать.

Кирилл Сухоруков