«Зенит» против «Смены»: суперматчи, загулы и чемпионат России, Выпускники 1987 года рождения вспоминают и ностальгируют., Спортинг. Футбольные турниры. Официальный сайт
Новость
13.02.2019
«Зенит» против «Смены»: суперматчи, загулы и чемпионат России
13.02.2019
«Зенит» против «Смены»: суперматчи, загулы и чемпионат России
Выпускники 1987 года рождения вспоминают и ностальгируют.
2010-е годы стали расцветом «Спортинг-лиги». Именно тогда появился десант классных футболистов – только закончивших профессиональную карьеру или открывших для себя турнир в интересном формате.
В какой-то момент в «Спортинг-лиге» образовалась когорта квалифицированных игроков одного возраста – 1987 года рождения. Неудивительно, что поставщиками этих футболистов были две главные школы Санкт-Петербурга – «Смена» и «Зенит». Именно их выпускники наполнили премьер-лигу турнира, в том числе составляя костяки самых титулованных команд – «Граната», «Газпромнефти» и «Ганзы».
Илья Шестерков, Николай Шиков, Кирилл Макаров, Виталий Ермаков – что объединяет этих людей? Все они – воспитанники СДЮСШОР «Зенит». Их сверстниками (того самого 1987 г.р.) и основными конкурентами по юношеским соревнованиями были футболисты «Смены». Олег Кожанов, Роман Овчинников, Станислав Тарасюк, Денис Барабаш, Илья Брусникин – эти имена «сменовцев» тоже хорошо известны старожилам «Спортинг-лиги».
«Физика» «Смены», «бетон» на Бутлерова
«Противостояния со «Сменой» были главными событиями года, – рассказывает Илья Шестерков, нынешний игрок «Спортманна». – Чемпионаты, к сожалению для нас, почти всегда выигрывала «Смена». Только в последнем году, перед выпуском, нам удалось занять первое место. Со «Сменой» нам было объективно тяжело тягаться, у них ребята были более развиты физически, например: Кожанов, Бугмырин, Тарасюк, Нагуманов, Васильев».
«Да, в плане физической мощи мы были сильнее, – подключается к беседе Денис Барабаш, сейчас защищающий цвета «ФПИ». – Лидерами были Кожанов, Овчинников, Тарасюк. Кож, Чина, Тара! У нас даже хороших игроков из-за «физики» отцепляли. Дима Иванов был невысокий, щуплый – его отдали в аренду в школу «Локомотив». Он ее закончил и до сих пор играет по ФНЛ. Кстати, вот против кого из «Зенита» было тяжело играть, так это против Шикова. Очень быстрый, возил наших прилично. Макса Аврамова могу вспомнить, часто от него получал». (смеется)

Каждая встреча заклятых соперников вызывала повышенный интерес, порой в них решалась судьба чемпионства. Воспоминания о ключевых матчах до сих пор вызывают у Дениса Барабаша неподдельные эмоции:
«Самый запоминающийся момент для меня – последний тур очередного первенства. В таблице было полное равенство. Играем со СДЮСШОР «Зенитом», ничья 1:1. Кстати, я тогда и гол забил. В итоге нам организовали «золотой матч». Играли на стадионе «Локомотив», поле еще хуже, чем знаменитый «бетон» на Бутлерова! Я забиваю гол в дополнительное время – через Ермака (Виталий Ермаков. – прим. ред.). С Ермаковым я потом много играл в разных командах в городе, но я вообще его не помню в матчах против «Зенита». Хотя он постоянно рассказывает, как я забил из-под него. (смеется) На радостях, насмотревшись футбола по телевизору, решил отметить гол, прокатившись по «газону». Полгода потом у меня ноги отходили, стер чуть ли не до костей. По-моему, даже к врачу обращался».
«Против Барабаша действительно было тяжело играть, – подтверждает Виталий Ермаков, недавний защитник «СМУ». – Он всегда бился на поле, игрок с характером. Вроде ничего особенного не делал, но частенько нам забивал. Голевое чутье – всегда находился там, где нужно. Также выделю в «Смене» Николая Бугмырина. Физически мощный игрок с хорошим ударом, техничный, еще и головой хорошо играл».
В «Спортинг-лиге» Барабаш и Ермаков много вместе играли за «Спарту», являясь лидерами этого андердога премьер-лиги. Другим постоянным участником высшего дивизиона стал Роман Овчинников, дебютировавший в турнире осенью 2010-го и сразу признанный лучшим игроком. Овчинников примечателен тем, что он успел позаниматься в обеих конкурирующих школах, а после выпуска поиграл за «Петротрест» и дубль БАТЭ.
«Для меня самый памятный матч – первый после перехода из «Зенита» в «Смену», а также тот, когда я смог сделать хет-трик, – вспоминает Овчинников. – Помню, тогда играли на стадионе под телебашней на Аптекарском. Сейчас, когда проезжаю мимо стадиона, охватывает ностальгия. Те же эмоции вызывает и стадион «Луч» на Черной речке. Да я все стадионы помню – на Верности, например. «Бетон» на Бутлерова? После него у меня до сих пор голеностопы трещат, когда по лестнице поднимаюсь».

Интернат, экипировка, загулы
Приезжих ребят, мечтающих попасть в профессиональный футбол, определяли в спортивный интернат, где они могли совмещать учебу и тренировки. Известно, что год в питерском интернате прожил Дмитрий Сычев, будущий форвард «Спартака». Через интернат прошел и легенда «Зенита» Александр Кержаков, а также его младший брат Михаил. Из более молодого поколения зенитовцев можно вспомнить Максима Канунникова и Сергея Петрова.
Среди ребят 1987 года тоже много тех, кто получил опыт самостоятельной интернатской жизни. Например, экс-игрок «СМУ» и журналист «Спортинг-лиги» Сергей Дмитриев, а также Илья Шестерков, который с теплом вспоминает тот период:
«Приезжие жили в интернате: это я, Серега Дмитриев, Ваня Ткаченко и Паша Ярков. До нас в команду попал Миша Кержаков, он тоже жил в интернате. Кстати, условия были замечательные. Трехразовое питание, так скажем, спортивное, диетическое. Под нас подстраивали учебную программу, чтобы она не мешала тренировкам. Жили по два человека в комнате, я жил с Лехой Ионовым. Забавно, что когда мы заехали, мест в мужском корпусе не было, и нас заселили в женский. Был целый этаж мужчин в женском блоке. Счастливчики! Недавно собирались с ребятами, вспоминали былые времена. Недоумевали, откуда у нас периодически появлялись легионеры непонятного происхождения. Например, грузины, два брата-близнеца, абхазец Астамур Тарба. Мы тогда не знали, что такое бритва, а он приехал с щетиной 30-летнего мужика». (смеется)
С экипировкой в конце 90-х – начале 2000-х дела обстояли туго. Страну накрыл жесткий финансовый кризис 1998 года, да и переход на рыночную экономику после СССР давался россиянам тяжело. О красивых бутсах и технологиях dri-fit тогдашние футболисты могли и не мечтать.
«Экипировки не было никакой, – рассказывает Шестерков. – Костюмы сами родители покупали, адидасовские. Форму игровую, конечно, давали, но не более».
«Получали костюм, могли носить его два-три года, – говорит Барабаш. – Нам однажды выдали обувь для зала. В «Смене» залы были деревянные, и у одного футболиста подошва приклеилась к покрытию. Бутсы мы сами покупали, потому что играть в выданных было невозможно».

Поездки в спортивные лагеря – отдельная часть жизни любого юного футболиста. Интересно, что условия у воспитанников «Смены» и «Зенита» были совершенно разными.
«Мы постоянно базировались под Зеленогорском, в «Волне», по-моему, – рассказывает Барабаш. – Решили сыграть с «Зенитом» товарищеский матч у них на базе. Когда мы приехали, были в шоке. Просто поле, рядом какие-то гаражи, в которых они жили, – и все! У нас все было поинтереснее: жили в лагере, могли с девочками погулять. (смеется) Кто был главный ловелас? Овчинников и Кожанов! Любители погулять были. Помню, играли на Кубок России, и ребят просто не пустили на базу, потому что поздно пришли. Поругали, конечно, но никого не отчислили».
Герой этих воспоминаний Роман Овчинников подтверждает веселую жизнь молодых футболистов во время сборов и выездов:
«Когда случался какой-то залет, пальцем показывали на нас. На дискотеки ходили, класса с восьмого-девятого пошла «жара». Дзугуров, наш тренер, специально под дверь клал предметы, чтобы понять, уходил кто-то ночью или нет. Наказание? Бывало, выгонял ночью голыми «на комары». А так, стандартно: кроссы, работа без мяча. Говорил: «Ночью не спите, значит, днем мало работаете». Как-то мы ездили на турнир во Францию. А что все во Франции пробуют? Конечно, вино. Я, Кожанов, Бугмырин и Тарасюк купили три-четыре бутылки. Заходит Дзугуров в номер с утра: «Что у вас за бардак?» А мы свой вечерний банкет не успели убрать. На полу валяется винная пробка. Тара, пока тренер не видел, ее ногой под кровать как пнул – и попал в пустую бутылку от вина: «Дзинь!». И понеслась! (смеется) Хорошо, что мы выиграли тот турнир. Дзугуров грозился все рассказать тренеру дубля, куда мы уже тогда привлекались».
Не у всех футболистов жизнь крутилась только вокруг мяча. Некоторым, хотя и явному меньшинству, удавалось налегать на учебники. Возможно, зная тогда, что профессионально заиграет мизерный процент выпускников, многие пересмотрели бы отношение к образованию.
«Примером для всех в плане учебы был Руслан Мухамедзянов, – вспоминает Овчинников. – Очень умный парень, мы его ботаником звали. По-моему, он даже на золотую медаль шел. Мы у него списывали, хотя сделать это было очень сложно – почерк у Руслана ужасный. Кстати, прозвище у него было «Руслан-банан», потому что рифмовалось легко. Мухамедзянов всегда ходил с двумя рюкзаками: в одном учебники, в другом – форма».

Профессионалы, соперничество с Лионелем Месси
В составе «Смены» засветился Александр Кокко – русский финн, который очень рано (в десять лет) уехал в Финляндию, где начал футбольную карьеру, а затем успел поиграть в Австралии. Денис Барабаш плохо помнит такого одноклубника, но зато следит за теми, кто еще выступает на профессиональном уровне:
«Из примечательных персонажей нашего выпуска могу выделить Юру Лебедева, который до сих пор играет, и Филиппа Рудика, который всю карьеру провел в Беларуси. Рудик играл за БАТЭ под руководством Гончаренко, выходил против «Барселоны» с Месси в составе. Диму Иванова из ФНЛ я уже упоминал».
«Хорошая футбольная судьба, наверное, у тех, кто еще продолжает карьеру: Лебедев, Рудик, Васильев, – соглашается Овчинников. – Им повезло, что они до сих пор играют. А другие… Кто чем занимается – кто в офисе, кто еще чем-то. Меня вот Макс Аврамов когда-то позвал работать в «Гранат». Один футболист стал крупье в казино, но он не играл в «Спортинг-лиге». Был еще второй вратарь Георгий Киселев, стал каким-то начальником в УВД Приморского района».
Упомянутый Филипп Рудик известен своими скандальными выходками. В одном из матчей он, спровоцированный болельщиками, показал зрителям свою пятую точку. Впрочем, это не помешало сделать неплохую карьеру.
«Филя парень сам по себе нормальный, просто разгильдяй, – говорит Барабаш. – Мы же на просмотр вместе ездили. Я, Рудик и Новицкий поехали в белорусский «Нафтан». Новицкий уехал, а мы с Рудиком подписали контракты. Я, еще помню, играл под другой фамилией – белорусы не хотели платить за меня компенсацию «Смене» в размере 3,5 тысячи долларов. Я поиграл немного и уехал. А Рудик остался – потом выиграл с «Нафтаном» кубок и перешел в БАТЭ к Гончаренко».
«Виталий Вернидуб у нас играл, сын игрока «Зенита» Юрия Вернидуба, – вспоминает Овчинников. – Сейчас он, по-моему, еще выступает на Украине. А отец у него луганскую «Зарю» тренирует».

Чемпионы России, феерический финал
В 2003 году СДЮСШОР «Зенит» удивил многих, выиграв Чемпионат России среди сверстников, который проходил в Кропоткине Краснодарского края. Команда явно не считалась фаворитом, но добралась до финала, где устроила настоящий триллер. Илья Шестерков рассказывает о перипетиях матча, с которого можно смело писать сценарий для фильма:
«В полуфинале играли с «Ротором», обыграли их по пенальти. А в финале нас ждал московский ЦСКА, до этого мы выиграли у них в группе. Финал был фееричный – всю игру мы оборонялись. При этом в начале матча они забили нам гол. Идет второй тайм, минут через 20 наш тренер выпускает второго вратаря Антона Голубева в нападение. Нужен был свежий игрок – «столб» впереди, типа Ибрагимовича. Конечно, все сначала посмеялись. А мы взяли и забили, второй раз за игру дойдя до чужих ворот. После подачи углового наш вратарь поборолся и как-то пяткой умудрился скинуть мяч – мне оставалось только подставить ногу. Когда Голубева меняли обратно, он уходил под аплодисменты!»

«Смена» тоже участвовала в том чемпионате. Денис Барабаш делится своими впечатлениями о триумфальном для конкурентов матче:
«Мы тогда влетели в четвертьфинале, хотя состав у нас был приличным и по качеству, и по количеству. Мы смотрели финальный матч с бровки и были в шоке. Почти всю игру отбиваться, а потом сравнять счет. Я помню тот момент, когда они выпустили Голубева в нападение. Все были удивлены, но им деваться было некуда – в заявке всего 13-14 человек. А у ЦСКА была очень приличная команда: лидер Саша Салугин, другие ребята, многие до сих пор играют. Потом, когда я приехал домой, отец долго меня отчитывал за такой результат. «Зенит» в кои-то веки оказался выше, да еще и на всероссийском уровне».
Защитник «Зенита» Виталий Ермаков был на поле в том матче, став с партнерами чемпионом России:
«Я считаю, что это наше самое главное достижение. В нас никто не верил, а мы взяли и выиграли. В финале, когда Илья сравнял счет, мы поверили в себя и почувствовали, что можем выиграть этот матч. Все закончилось серией пенальти. Я помню, что бил первым и забил. После победы были просто невероятные эмоции и эйфория. По приезду в Питер нам присвоили звания «Кандидат в мастера спорта».

Общение бывших соперников, «Спортинг-лига»
«Спортинг-лига» стала одним из тех мест, где одноклубники и бывшие соперники регулярно встречаются на поле и вне его. Тогдашним выпускникам «Смены» и «Зенита» уже перевалило за 30, но многие из них активно поддерживают форму и, главное, сохраняют любовь к футболу.
«Мы только лет в 15-16 начали друг друга воспринимать, – говорит Барабаш. – До этого как-то не задумывались, кто там против нас играет. Сейчас же мы все отлично знаем друг друга, общаемся. Все-таки постоянно пересекаемся в разных командах».
Игроки «Зенита» и «Смены» 1987 г.р. – в «Спортинг-лиге»
СДЮСШОР «Зенит»:
- Максим Аврамов – защитник «Граната», тренер «Ганзакомбанка»
- Иван Болонин – защитник «ФПИ»
- Антон Голубев – вратарь «IBS»
- Сергей Дмитриев – полузащитник «Граната» и «СМУ»
- Виталий Ермаков – защитник «Спарты» и «СМУ»
- Сергей Кровяков – защитник «ФПИ»
- Кирилл Макаров – нападающий «Грузовичкова» и «Бутсы»
- Максим Молокоедов – полузащитник «Ганзакомбанка»
- Михаил Помецко – полузащитник «ФПИ»
- Сергей Угроватый – полузащитник «Гранда»
- Илья Шестерков – нападающий «Ганзакомбанка» и «Спортманна»
- Николай Шиков – полузащитник «Граната» и «Бутсы»
СДЮШОР «Смена»:
- Денис Барабаш – нападающий «Спарты» и «ФПИ»
- Илья Брусникин – защитник «Газпромнефти»
- Юрий Лебедев – защитник «Грузовичкова»
- Олег Кожанов – нападающий «Аталанты»
- Руслан Мухамедзянов – вратарь «Гранда»
- Александр Новицкий – защитник «Газпромнефти» и «Тревиса»
- Роман Овчинников – полузащитник «Граната» и «ФПИ»
- Станислав Тарасюк – защитник «Банка Россия»
Кирилл Сухоруков
Фото: личные архивы героев материала.